Размер шрифта:
Цвет сайта:
87 театральный сезон

Интервью с режиссером

12.05.2025

В преддверии премьеры «Маленького принца» мы взяли интервью у режиссёра спектакля Виктории Печерниковой.


Виктория, в каком возрасте вы познакомились с повестью Экзюпери «Маленький принц»? И как вы считаете, для читателей какого возраста предназначено это произведение?

С раннего детства я читала много и все подряд, но, когда мне попалась эта книга, я ее толком не запомнила, мне было скучно, возможно, я была слишком активным ребенком-сорванцом для этой печальной сказки. Потому что это притча о пути человека в поисках себя, сложное, философское, медитативное произведение, лишь спрятанное под маской сказки. И вообще в этой истории все не то, чем кажется, много секретов и метафор. Например, самого маленького принца мы привыкли считать ребенком, хотя у Экзюпери (я сама переводила текст с французского) сказано «маленький человечек», его принц - волшебное существо с глубокими и парадоксальными рассуждениями. Да и посвятил наш автор эту сказку своему взрослому другу, который когда-то был ребенком. Уже довольно необычно и интригует.

Все произведения Экзюпери полны философии и любви к людям, и, так или иначе, все они посвящены полетам или войне. Экзюпери ведь был не только писателем и поэтом, он был военным летчиком и журналистом, вел записные книжки, где описывал быт летчиков, их братство и духовную близость. Любовная тема для него тоже очень важна, потому что внутри любого подвига есть место любви.

Антуан де Сент-Экзюпери был графом, настоящим аристократом, он родился в поместье, в большой семье и получил блестящее образование. Светлый автор, человек-гуманист, романтик и защитник своей Родины, он верил в дружбу и в свою судьбу. И погиб он в 1944 году, выполняя боевое задание, аэрофотосъемку для разведки. Внезапно его самолет пропал с радаров, Экзюпери просто исчез, как его маленький принц. Это породило множество слухов, друзья и поклонники надеялись на чудо. Но не так давно рыбаки близ Марселя выловили браслет, который принадлежал Экзюпери, позднее в Средиземном море были найдены обломки его самолета.

Браслет был подарком жены Экзюпери Консуэло, которую считают прототипом Розы в «Маленьком принце». Недавно были опубликованы их письма, которые можно читать как художественное произведение. К слову, помимо Консуэло, у французского лётчика было немало возлюбленных. Но, надо сказать, Консуэло тоже была непростой женщиной, недаром ее прозвали «маленький сальвадорский вулкан». Они безумно любили друг друга, но постоянно ругались, расходились, сходились, и так бесконечно.

В «Маленьком принце» Экзюпери поднимает сложные темы: отношения взрослых людей, любовь, власть, социальные пороки… Да, театр кукол позволяет вынести на поверхность любую тему. Но каким все же будет ваш спектакль, учитывая эти темы, – детским или взрослым?

Это семейный спектакль, и я на этом настаиваю. Рекомендуемый возраст - от шести лет, а лучше старше восьми. Более младшим детям многое будет непонятно, возможно, им будет страшно, ведь там есть тема смерти (что обычно убирается в вариантах этой сказки для малышей). Маленький принц гибнет в финале, но для Экзюпери смерть не конец, его герой лишь возвращается домой, на свою звезду, оставляя тяжелое бренное тело на земле.

Для этой постановки я создала новую пьесу по мотивам сказки Экзюпери. Получилась история о семье, в которой есть маленький мальчик, которому пора идти в школу. Но он боится взрослеть. И это самая важная тема для Экзюпери – осуждение мира скучных, серьезных людей, которые заняты «важными» вещами, куда-то все время бегут и сосредоточены только на себе. Наш автор противопоставлял этому мир детства, откуда черпал свое вдохновение, он оставил много воспоминаний из своего собственного детства, полного радости бытия. Детство для него – это тот мир, куда мы всегда можем заглянуть и снова вспомнить, как мы были счастливы, когда все наши близкие еще были живы. «Ты еще маленький, но солнце в тебе очень большое» – в нашей пьесе есть такие слова, и это слова самого Экзюпери. Речь, конечно, о ребенке. Нужно беречь детство своих детей, это залог их счастливого будущего.

Герои спектакля – такая идеальная семья, которая поддерживает своего малыша. Каждый из них – творческий человек, и получается, что они эту сказку проживают все вместе. Я бы назвала это семейной сказкотерапией. И с помощью этой сказки страх мальчика уходит. И ему становится понятно, что взрослый – это не когда ты скучный, а когда ты в ответе за тех, кого приручил. Когда ты доверяешь этому миру, и несешь ответственность за близких. Солнце в себе нужно беречь, иначе оно очень быстро погаснет: каждый день нужно работать над собой, делать мир лучше, и при этом не терять способность удивляться всему вокруг, быть любознательными, каким был сам Экзюпери.

Взрослеть – это прекрасно, хоть и страшно. Но невозможно стать личностью, не преодолевая трудности и преграды, без ошибок на пути, проигрышей и, к сожалению, горя, нельзя измениться. В этом и есть парадокс человека. Мы изо всех сил хотим комфорта, спокойствия, чтобы все было у нас хорошо, но растем, меняемся, зреем и можем оказать другим поддержку только тогда, когда сами получили жизненный непростой опыт.

Интересно, был ли взрослым сам Экзюпери? При жизни его называли чудаковатым. Рассказывали, что он мог, управляя самолетом, зачитаться книжкой, и не заметить, что давно пора менять курс… Авиакатастроф с его участием было несколько. Чудакам непросто в обществе, не так ли?

Да, согласна, чудакам непросто. Идея о чудаках тоже есть в нашем спектакле. Наши герои – это белые вороны, которые объединились в стаю. И еще к ним добавилась девушка старшего брата. Она тоже белая ворона, никуда раньше не вписывалась, а здесь ей рады, она находит своих. Такие люди должны держаться вместе, так проще поддерживать друг друга.

Расскажите про текст вашей пьесы, из чего она состоит?

Пьеса собрана из цитат, воспоминаний, дневников, записных книжек и писем Экзюпери, и конечно, из самого текста сказки о маленьком принце. В ней совсем немного моих слов.

Вы впервые обратились к формату театра кукол?

Раньше я работала с куклами в драматических и музыкальных спектаклях, но с кукольниками работаю впервые. Это важный для меня шаг, много нового и интересного, с чем я еще не сталкивалась. Вообще, театр кукол – это театр визуальный, театр художника. И эта пьеса создавалась мной под замысел художника спектакля Евгении Шахотько. Это она придумала семью, которая провожает последние летние дни на даче. И ее предложение у меня отозвалось, ведь я провела свое детство именно на такой летней даче, с приключениями, играми и друзьями.

Главная идея спектакля – как в неидеальном мире родитель может оказать поддержку своему ребенку. Мы должны поддерживать своих детей в любой рубежной для них точке, и неважно, сколько им лет. С детства, если ребенок получил прививку доверия к миру и если у него была опора в семье, то он смело может идти исследовать мир, зная, что дома все в порядке, его ждут, родители всегда за него. Такой ребенок будет строить свою семью так же, воспитывать своих детей в уважении и помогать им развиваться.

В сказке Лис говорит маленькому принцу, что ритуалы важны. Какие, например, важны для вас?

Например, поход в театр. Замечательно, когда это семейный ритуал. Так должно быть в интеллигентных семьях.

Я не очень люблю, когда на спектакль приходят классом, от режиссеров требуют ставить школьную программу именно поэтому. Но театр – это не замена литературы, «не читал книжку-так пусть хоть спектакль посмотрит», это самостоятельное искусство, иногда искусство интерпретации, иногда первоисточник лишь отправная точка для исследования какой-то проблемы. К тому же, зачастую, классы приходят в театр потусить друг с другом, не более того. Редко, когда учитель готовится к этому походу вместе с учениками, а после спектакля разбирает спектакль и выслушивает мнение своих воспитанников. У учителей просто нет на это времени, и, к сожалению, иногда и желания. Я много работаю в ТЮЗах и знаю, о чем говорю. Безусловно есть исключения, замечательные учителя, у которых есть силы, азарт и понимание театра, но их крайне мало.

Для меня важно, когда поход в театр становится семейным событием, когда ребенок идет со своим родителем, хотя бы с одним, когда они могут прочитать произведение-первоисточник заранее, и, выйдя из театра после спектакля, могут честно и серьезно обсудить увиденное – тогда театр становится точкой сближения родителей и ребенка. Вот в такой театр для детей я верю.



Виктория Печерникова окончила школу-театр Галины Вишневской как актриса оперного театра, пять лет преподавала в колледже музыкально-театрального искусства актерское мастерство, училась год на музыкальном факультете у Д. А. Бертмана и Ю. К. Лаптева. В 2015 году окончила ГИТИС. Участник многих творческих лабораторий, в том числе в Театре на Таганке, в государственном «Театре наций» и других; первый стипендиат премии А. Эфроса, учрежденной театром EtCeterа. Ставит спектакли в российских театрах, многие из которых стали участниками всероссийских и международных театральных фестивалей.