Размер шрифта:
Цвет сайта:
87 театральный сезон

Тропой бродячего Петрушки — Красноярский театр кукол от и до

04.04.2024
Артисты из клуба милиции, первые куклы и чудеса музыкальной шкатулки. Почти век красноярские кукольники развлекают детей и взрослых сказочными постановками. Подробнее — в статье Ксении Лозовской. 

Неважно, спектакли для маленьких или серьёзные представления для старших — в любом случае это живые переживания и неповторимые эмоции. Чтобы подарить нам эти впечатления, артисты кукольного театра и сами пережили немало. Годы творческих скитаний, театральная неприкаянность, персонажи, собранные на коленке. Рассказываем, через что прошла талантливая труппа, чтобы сегодня мы наслаждались её творчеством. 

Кукольные истоки

У красноярского театра кукол три дня рождения. Официальным считается 18 октября 1938 года, однако, на самом деле, труппа в формате любительского кружка начала развлекать публику на четыре года раньше. Театральные междусобойчики проходили в клубе железнодорожников им. Карла Либкнехта, а «творческий актив» составляли артисты уже существовавшего тогда драматического театра им. А.С. Пушкина. История говорит, что это, скорее, всего лишь легенда — задокументированного подтверждения нет. Тем не менее, известно, что несколько артистов пушкинской труппы — Михаил Рерберг, Борис Пясецкий, Нина Богдашина, Нина Лузанова и Людмила Тимошенко — всё же занимались в ту пору кукольным искусством.

За четыре года труппа собрала не одну постановку, но несмотря на постоянные выступления, театра как такового ещё не существовало. Официально открытие первого сезона состоялось как раз-таки в октябре 1938 года. Это было кукольное представление русской народной сказки «Три медведя».

Однако открытие сезона не стало открытием самого театра. Более 20 лет с момента основания труппы, артисты кочевали по квартирам — с репетициями, по городу — с выступлениями.

Спектакли проходили в школах, парке им. М. Горького, на открытых площадях. Что ни представление, то аншлаг — к артистам красноярцы ходили за смехом и улыбками, поучительными историями, трогающими душу переживаниями. Труппа выступала, где придётся. И выступала она генератором общественного настроения.

Незаменимыми в этом качестве кукольники стали с началом войны. С 1941 года десять инициативных артистов поднимали боевой дух раненых солдат в госпиталях и помогали хоть на мгновение отвлечься от батальных ужасов тыловикам и мирным жителям.

22 февраля 1942 года бездомный театр прогремел сатирической постановкой «Неумирающий Антон». Это история о бесстрашном партизане и борьбе с фашистскими захватчиками. Сатира настолько пришлась по вкусу зрителю, что её показывали более тысячи раз.

1 000 раз за 3 года был поставлен спектакль «Неумирающий Антон»

Спустя много лет, уже в 80-е годы, ещё оставались те, кто помнил спектакль. Сотрудники театра рассказывают, что неоднократно их спрашивали о том, будет ли возобновлена постановка, просили показывать представление хотя бы раз в год.

 

Первое пристанище

Кочевая жизнь артистов продолжалась до 1959 года — тогда и возник настоящий Театр Кукол. Тот самый, что сейчас располагается на углу улиц Ленина и Дзержинского.

Собственное помещение у кукольников появилось в послевоенные годы. Главный режиссёр Театра кукол Маркела Мохнаткина часто бывала в Москве, где сдружилась с коллегой и основателем центрального Академического Театра кукол Сергеем Образцовым. Он-то и помог сибирским коллегам с помещением.

— В конце 50-х это был Клуб милиции. И театр, конечно, не сразу приобрёл тот вид, который знаком современным зрителям. Помещение бывшего клуба было совсем не приспособлено для спектаклей, но в нём имелась небольшая сцена, зал и фойе з задокументированных воспоминаний Маркелы Дмитриевны). 

16 лет театр успешно работал, а в 1985-м его вновь закрыли. К счастью, лишь на реконструкцию. Под руководством Заслуженного архитектора России Арэга Демирханова помещения полностью обновили. В проекте участвовали красноярские художники: Евгений Белоусов, Сергей Егоров, Сергей Иконников и Анатолий Золотухин.

Последний, к слову, председатель Красноярской организации Союза художников России, заслуженный художник РФ, как раз в 80-е увлёкся вытачиванием деревянных декоративных кукол и игрушек. Они не раз становились экспонатами международных выставок, некоторые фигурки по сей день украшают интерьер театра.

Реконструкция продолжалась два года, до 13 февраля 1987-ого, и это был единственный за 80 с лишним лет глобальный ремонт. Здесь изменили даже пол — углубили на три метра, чтобы создать «скат» и расположить сиденья ярусами. После в театре проводили лишь «косметику», и сиденья, кстати, поменяли. Теперь вместо деревянных скамеек зал оборудован удобными креслами с откидными спинками.

Интересный факт: во время реконструкции в доме на Ленина, 119 проживали большие начальники. Важных персон категорически не устраивал посторонний шум и строительная грязь. Работы из-за этого периодически замораживали, и только благодаря авторитету Арэга Демирханова, всё завершилось благополучно.

В результате внутри здания появились небольшие надстройки, зал был изменён целиком, интерьер декорировали, а самое главное — над театром появилась знаменитая музыкальная шкатулка-часы.

Откройте шкатулку

Наверное, каждый, проходя мимо Театра кукол обращал внимание на музыкальную шкатулку. С 1987 по 2018 годы каждый час она открывала свои дверцы, выпуская лисицу, волка и зайца, танцующих в хороводе под одну из 12 мелодий. Чуть позже сказочные звери стали появляться реже — только перед спектаклем.

В 2013 году впервые шкатулка остановилась совсем. Это случилось перед самым юбилеем театра. Здесь нужна была скорая помощь — своими силами мастера «что-то подкрутили, что-то подлатали» и продлили жизнь волшебного сундучка ещё на пять лет. В 2018 году механизм износился окончательно.

Это было грустно, но не особенно удивительно. Сказочные часы верой и правдой служили более тридцати лет. Шкатулка открывалась и в снег, и в грозы, неустанно проигрывала мелодии, но время взяло своё — инструмент расстроился, а сказочные герои поникли.

За 31 год работы шкатулка запускалась 16 120 раз. Казалось бы, сломалась — починим, однако всё оказалось гораздо сложнее.

 
— Механизм оказался сложным, и чтобы его починить, нужно было найти особого специалиста. Не каждый был готов взяться за эту работу. Требовалась полная замена машинерии, ремонт систем электроснабжения, и, конечно, реставрация кукол. На носу у лисы облупилась краска, другим зверям не хватало деталек, сокрушались сотрудники театра.
 
Всего на ремонт требовалось 450 тысяч рублей — их не было. Музыкальную шкатулку спас пятачок. Действующий в те годы главный маркетолог театра рассказывала:
 — Когда шкатулка встала, я собрала журналистов, чтобы осветить эту тему. Когда пресс-конференция закончилась, я случайно нашла пятирублевую монетку, она лежала на скамейке в фойе. Откуда взялся пятачок, не понятно. Но это было настоящее волшебство. Мы решили, что это классный знак, и всё будет хорошо.
 

Кукла Маша

Анатолий Золотухин приложил руку мастера не только к шкатулке. Выше мы уже говорили о том, что его работы являются достоянием театра. Художник вытачивал фигурки из дерева. Сейчас в арсенале с десяток видов и типов кукол, однако начиналось все не так разнообразно — первых персонажей делали исключительно из перчаток.

До 1959 года у артистов-рукодельников и мастерских-то не было — и выступали, и изготавливали «петрушек», где придётся. Только с появлением собственного угла театралы обрели наконец и студию, где можно творить. Тут кукольники и пошли в разнос: тростевая, початковая, марионетка, мимическая и т.д.

В театре рассказывают:«Чтобы сделать куклу, мастерские работают над эскизом, после составляют техпаспорт с механикой куклы. Затем специалисты создают механизм, а уж на него наращивается "мясо" куклы. Материалы всегда разные — всё зависит от спектакля и предпочтений режиссера — папье маше, ткань или пластик».

С куклами работают, как с настоящими актёрами. Когда основа готова, за дело берутся художники-бутафоры. Они расписывают фигурку, создают образ. Параллельно идёт работа портних — они изготавливают костюмы, мастерят аксессуары, наполняют персонажей характерными деталями. Так на сцене появляется уникальный герой.

Интересный факт: роль одного персонажа могут исполнять несколько кукол. Иногда механика не позволяет обеспечить воспроизведение всех нужных ракурсов, поэтому мастерам приходится делать кукольные дубли.

Вокруг музыкального сундучка ходила легенда: когда открыты дверцы и играет музыка, нужно взять пятак, поднять руку вверх и загадать желание. Оно обязательно исполнится. Кстати, поверье актуально до сих пор. Периодически работники театра видят, как перед спектаклем бабушки или родители с детьми зажимают в руках монетки и шёпотом проговаривают свои самые заветные мечты.

Чудо чудом, но без земных сил не обошлось. Финансовую помощь в восстановлении шкатулки оказали люди и региональный минкульт. Прежде чем обратиться к господдержке, театр бросил клич: «кто сколько может». Как ни странно, первыми откликнулись петербуржцы, потом подключился Новосибирск, а затем уж и жители Красноярска. По копеечке собрали 12 тысяч — меньше 10% от нужной суммы. Предлагали деньги и бизнесмены — от 100 тысяч рублей. Оставшиеся средства удалось собрать благодаря грантовой программе.

Полгода ушло на сбор денег и ремонт. В реконструкции принял участие и сам Анатолий Золотухин. Механику, конечно, помогли сделать подрядчики, а вот новые фигурки зверей художник сам выточил из сосны и кедра. Теперь музыкальный ларец вновь радует горожан.

Просто дети стали старше

Кукла ассоциируется с детством, а соответственно и Театр кукол многими воспринимается, как развлечение для младших. Да, начинали артисты с постановки русских народных сказок, но вспомните, был ведь ещё и «Неумирающий Антон». Что касается официального запуска представлений для взрослых, он датируется 60-ми. В каждом кукольном театре, по всему СССР, тогда показывали «Божественную комедию», красноярский — не исключение.

— Сегодня репертуар нашего театра очень разнообразен — от классических ширмовых сказок до современных мультимедийных постановок. Их авторы — известные режиссёры, среди которых лауреаты и номинанты фестиваля «Золотая Маска». Также у нас есть постановки необычного формата. Их показы проходят в театральном кафе на барной стойке. Куклы-марионетки сделаны из пробок из-под вина и шампанского. Автор идеи и режиссёр этих спектаклей — Анатолий Вещиков, артист Московского театра кукол им. Сергея Образцова, делится Евгения Говоруха, пресс-секретарь Красноярского театра кукол.

В афише театра более 50 спектаклей. Большинство из них — постановки для детей и подростков. Это работы режиссеров Анны Ивановой-Брашинской, Сергея Иванникова, Дениса Казачука, Светланы Озерской, Ольги Петуховой, Стефании Гараевой-Жученко и других.

Евгения отмечает, что за последние годы возрастные границы зрителей значительно расширились, и в репертуаре появились постановки для взрослых как по произведениям из русской классики, так и спектакли по современной драматургии. Взрослых постановок сейчас девять.

— Сложно сказать, какие спектакли самые популярные — все они очень разные. Есть даже эксклюзивные. Например, мы стали первым театром кукол в России, где поставили «Мелкого беса» Фёдора Сологуба и «Затворника и Шестипалого» по Пелевину, — делится Евгения Говоруха, пресс-секретарь Красноярского театра кукол.

— На мой взгляд, сейчас театр обладает насыщенным репертуаром, в котором представлены спектакли для зрителей разного возраста. Деятельность театра расширяется не только постановками новых спектаклей, но и созданием новых мастер-классов для молодых родителей, для подростков. Нам важно, чтобы в театр могли прийти люди абсолютно всех возрастов. Театр взял курс не только на преодоление стереотипа о театре кукол как о детском театре, но и на расширение своей аудитории и завоевание сердец подростковой аудитории, — Ольга Петухова, режиссёр-постановщик Красноярского театра кукол.

Ксения Лозовская, «Город Прима»