Спектакли проходили в школах, парке им. М. Горького, на открытых площадях. Что ни представление, то аншлаг — к артистам красноярцы ходили за смехом и улыбками, поучительными историями, трогающими душу переживаниями. Труппа выступала, где придётся. И выступала она генератором общественного настроения.
Неважно, спектакли для маленьких или серьёзные представления для старших — в любом случае это живые переживания и неповторимые эмоции. Чтобы подарить нам эти впечатления, артисты кукольного театра и сами пережили немало. Годы творческих скитаний, театральная неприкаянность, персонажи, собранные на коленке. Рассказываем, через что прошла талантливая труппа, чтобы сегодня мы наслаждались её творчеством.
Кукольные истоки
У красноярского театра кукол три дня рождения. Официальным считается 18 октября 1938 года, однако, на самом деле, труппа в формате любительского кружка начала развлекать публику на четыре года раньше. Театральные междусобойчики проходили в клубе железнодорожников им. Карла Либкнехта, а «творческий актив» составляли артисты уже существовавшего тогда драматического театра им. А.С. Пушкина. История говорит, что это, скорее, всего лишь легенда — задокументированного подтверждения нет. Тем не менее, известно, что несколько артистов пушкинской труппы — Михаил Рерберг, Борис Пясецкий, Нина Богдашина, Нина Лузанова и Людмила Тимошенко — всё же занимались в ту пору кукольным искусством.
За четыре года труппа собрала не одну постановку, но несмотря на постоянные выступления, театра как такового ещё не существовало. Официально открытие первого сезона состоялось как раз-таки в октябре 1938 года. Это было кукольное представление русской народной сказки «Три медведя».
Однако открытие сезона не стало открытием самого театра. Более 20 лет с момента основания труппы, артисты кочевали по квартирам — с репетициями, по городу — с выступлениями.
22 февраля 1942 года бездомный театр прогремел сатирической постановкой «Неумирающий Антон». Это история о бесстрашном партизане и борьбе с фашистскими захватчиками. Сатира настолько пришлась по вкусу зрителю, что её показывали более тысячи раз.
Спустя много лет, уже в 80-е годы, ещё оставались те, кто помнил спектакль. Сотрудники театра рассказывают, что неоднократно их спрашивали о том, будет ли возобновлена постановка, просили показывать представление хотя бы раз в год.
Первое пристанище
Кочевая жизнь артистов продолжалась до 1959 года — тогда и возник настоящий Театр Кукол. Тот самый, что сейчас располагается на углу улиц Ленина и Дзержинского.
Собственное помещение у кукольников появилось в послевоенные годы. Главный режиссёр Театра кукол Маркела Мохнаткина часто бывала в Москве, где сдружилась с коллегой и основателем центрального Академического Театра кукол Сергеем Образцовым. Он-то и помог сибирским коллегам с помещением.
— В конце 50-х это был Клуб милиции. И театр, конечно, не сразу приобрёл тот вид, который знаком современным зрителям. Помещение бывшего клуба было совсем не приспособлено для спектаклей, но в нём имелась небольшая сцена, зал и фойе (из задокументированных воспоминаний Маркелы Дмитриевны).
16 лет театр успешно работал, а в 1985-м его вновь закрыли. К счастью, лишь на реконструкцию. Под руководством Заслуженного архитектора России Арэга Демирханова помещения полностью обновили. В проекте участвовали красноярские художники: Евгений Белоусов, Сергей Егоров, Сергей Иконников и Анатолий Золотухин.
Последний, к слову, председатель Красноярской организации Союза художников России, заслуженный художник РФ, как раз в 80-е увлёкся вытачиванием деревянных декоративных кукол и игрушек. Они не раз становились экспонатами международных выставок, некоторые фигурки по сей день украшают интерьер театра.
Реконструкция продолжалась два года, до 13 февраля 1987-ого, и это был единственный за 80 с лишним лет глобальный ремонт. Здесь изменили даже пол — углубили на три метра, чтобы создать «скат» и расположить сиденья ярусами. После в театре проводили лишь «косметику», и сиденья, кстати, поменяли. Теперь вместо деревянных скамеек зал оборудован удобными креслами с откидными спинками.
В результате внутри здания появились небольшие надстройки, зал был изменён целиком, интерьер декорировали, а самое главное — над театром появилась знаменитая музыкальная шкатулка-часы.
Откройте шкатулку
Наверное, каждый, проходя мимо Театра кукол обращал внимание на музыкальную шкатулку. С 1987 по 2018 годы каждый час она открывала свои дверцы, выпуская лисицу, волка и зайца, танцующих в хороводе под одну из 12 мелодий. Чуть позже сказочные звери стали появляться реже — только перед спектаклем.
В 2013 году впервые шкатулка остановилась совсем. Это случилось перед самым юбилеем театра. Здесь нужна была скорая помощь — своими силами мастера «что-то подкрутили, что-то подлатали» и продлили жизнь волшебного сундучка ещё на пять лет. В 2018 году механизм износился окончательно.
Это было грустно, но не особенно удивительно. Сказочные часы верой и правдой служили более тридцати лет. Шкатулка открывалась и в снег, и в грозы, неустанно проигрывала мелодии, но время взяло своё — инструмент расстроился, а сказочные герои поникли.
Кукла Маша
Анатолий Золотухин приложил руку мастера не только к шкатулке. Выше мы уже говорили о том, что его работы являются достоянием театра. Художник вытачивал фигурки из дерева. Сейчас в арсенале с десяток видов и типов кукол, однако начиналось все не так разнообразно — первых персонажей делали исключительно из перчаток.
До 1959 года у артистов-рукодельников и мастерских-то не было — и выступали, и изготавливали «петрушек», где придётся. Только с появлением собственного угла театралы обрели наконец и студию, где можно творить. Тут кукольники и пошли в разнос: тростевая, початковая, марионетка, мимическая и т.д.
В театре рассказывают:«Чтобы сделать куклу, мастерские работают над эскизом, после составляют техпаспорт с механикой куклы. Затем специалисты создают механизм, а уж на него наращивается "мясо" куклы. Материалы всегда разные — всё зависит от спектакля и предпочтений режиссера — папье маше, ткань или пластик».
С куклами работают, как с настоящими актёрами. Когда основа готова, за дело берутся художники-бутафоры. Они расписывают фигурку, создают образ. Параллельно идёт работа портних — они изготавливают костюмы, мастерят аксессуары, наполняют персонажей характерными деталями. Так на сцене появляется уникальный герой.
Чудо чудом, но без земных сил не обошлось. Финансовую помощь в восстановлении шкатулки оказали люди и региональный минкульт. Прежде чем обратиться к господдержке, театр бросил клич: «кто сколько может». Как ни странно, первыми откликнулись петербуржцы, потом подключился Новосибирск, а затем уж и жители Красноярска. По копеечке собрали 12 тысяч — меньше 10% от нужной суммы. Предлагали деньги и бизнесмены — от 100 тысяч рублей. Оставшиеся средства удалось собрать благодаря грантовой программе.
Полгода ушло на сбор денег и ремонт. В реконструкции принял участие и сам Анатолий Золотухин. Механику, конечно, помогли сделать подрядчики, а вот новые фигурки зверей художник сам выточил из сосны и кедра. Теперь музыкальный ларец вновь радует горожан.
Просто дети стали старше
Кукла ассоциируется с детством, а соответственно и Театр кукол многими воспринимается, как развлечение для младших. Да, начинали артисты с постановки русских народных сказок, но вспомните, был ведь ещё и «Неумирающий Антон». Что касается официального запуска представлений для взрослых, он датируется 60-ми. В каждом кукольном театре, по всему СССР, тогда показывали «Божественную комедию», красноярский — не исключение.
— Сегодня репертуар нашего театра очень разнообразен — от классических ширмовых сказок до современных мультимедийных постановок. Их авторы — известные режиссёры, среди которых лауреаты и номинанты фестиваля «Золотая Маска». Также у нас есть постановки необычного формата. Их показы проходят в театральном кафе на барной стойке. Куклы-марионетки сделаны из пробок из-под вина и шампанского. Автор идеи и режиссёр этих спектаклей — Анатолий Вещиков, артист Московского театра кукол им. Сергея Образцова, — делится Евгения Говоруха, пресс-секретарь Красноярского театра кукол.
В афише театра более 50 спектаклей. Большинство из них — постановки для детей и подростков. Это работы режиссеров Анны Ивановой-Брашинской, Сергея Иванникова, Дениса Казачука, Светланы Озерской, Ольги Петуховой, Стефании Гараевой-Жученко и других.
Евгения отмечает, что за последние годы возрастные границы зрителей значительно расширились, и в репертуаре появились постановки для взрослых как по произведениям из русской классики, так и спектакли по современной драматургии. Взрослых постановок сейчас девять.
— Сложно сказать, какие спектакли самые популярные — все они очень разные. Есть даже эксклюзивные. Например, мы стали первым театром кукол в России, где поставили «Мелкого беса» Фёдора Сологуба и «Затворника и Шестипалого» по Пелевину, — делится Евгения Говоруха, пресс-секретарь Красноярского театра кукол.
— На мой взгляд, сейчас театр обладает насыщенным репертуаром, в котором представлены спектакли для зрителей разного возраста. Деятельность театра расширяется не только постановками новых спектаклей, но и созданием новых мастер-классов для молодых родителей, для подростков. Нам важно, чтобы в театр могли прийти люди абсолютно всех возрастов. Театр взял курс не только на преодоление стереотипа о театре кукол как о детском театре, но и на расширение своей аудитории и завоевание сердец подростковой аудитории, — Ольга Петухова, режиссёр-постановщик Красноярского театра кукол.
Ксения Лозовская, «Город Прима»