Что вообще интересно в греческой мифологии?
Это дальние от нас века, но тем не менее из этих сюжетов прорастает вся культура Европы. До сих пор она базируется, и театр продолжает существовать по этим законам. Все новое – это надстройки и вариации классического театра, который возник в далекие от нас века.
На мифах базируются и литература, и драматургия, и архитектура, и живопись. Часто берутся за основу мифологические сюжеты, а вокруг них играется история.
Для фестивалей и театральных критиков (чтобы выглядеть умными) мы будем говорить, что используем тексты Овидия, Гесиода, Диодора, Платона, Плутарха. Мы действительно их берем, это правда, мы их читали. Детям, наверное, это будет страшно. Думаю, им не надо говорить эти страшные имена.
Почему 12+?
Школьники и семейная аудитория, потому что мифы — это вечные истории, не потерявшие актуальности и сейчас. А чисто формально – в средних классах начинают изучать мифологию. По истории как раз идет история Древнего Мира, по литературе – мифы. В основном в школе речь идет о сюжетных мифах, более сказочно закрученных, про подвиги Геракла, например.
Мы немного отошли от этого. Пусть в школе дети идут по программе, а в театре будет «внеклассное чтение», потому что мы хотим рассказать в том числе о сотворении мира – как он возник из Хаоса. И прекрасная тема (именно у Овидия она существует) – когда создавались из Хаоса все животные, птицы, рыбы, и последним создавался человек. Овидий говорит, что человек – единственное существо, которое было создано с лицом, обращенным к небу. Мы начинаем с этого сюжета, а заканчиваем полетом Икара.
Когда я читала Овидия, там было сказано то, что мы все знаем. Отец, наставляя Икара, сказал: «Низко не лети – перья намокнут, высоко не лети – солнце воск расплавит», а затем: «Не смотри на Боота, Гелику и вынутый меч Ориона…». Я полезла в Интернет, оказывается это древнегреческие названия созвездий. То есть отец говорит ему: «Не смотри на звезды»! А Икар как раз смотрит на звезды, потому что, как мы знаем по началу, – люди созданы, чтобы смотреть на них.
Нить, которую мы протягиваем через весь спектакль – что бы не происходило вокруг нас, мы должны не забывать время от времени поднимать лицо и смотреть на звезды. Это может быть и про мечту, и про какие-то высшие идеалы… Звучит пафосно, но тем не менее, это есть в каждом из нас, потому что иначе мы потеряли бы смысл жизни, уходили бы в какие-то бытовые дрязги, если бы иногда не останавливались и не смотрели на что-то, что вне нашего понимания и нашего досягания. То, что мы достать не можем, но на что мы ориентируемся. Реальные ли это звезды или просто то, к чему мы стремимся.
Все истории внутри спектакли будут начинаться мойрами – богинями не только судьбы, но и истории. Это очень странные богини. Нет единой трактовки этих существ. Некоторые из авторов говорили, что мойры — богини судеб, другие: «нет, и боги им подчиняются. Если они сплели или соткали таким образом, то никто не может ничего поделать». Платон приводит в пример Трою – все боги ее защищали, но ткань судьбы уже была соткана – случилось так, а не иначе.
Один из основных образов спектакля —нити, веревочки. Мы покажем и мифы об этом: о ткачихе Арахне, которая решила состязаться с богиней в мастерстве и победила ее; миф про Лабиринт, где с помощью нити можно выйти из затруднительной ситуации.
Какими средствами будет решен спектакль?
Куклы — теневые, планшетные. Они будут совмещаться с пластикой и видеопроекцией.
Мы хотим создать ощущение единства. В начале говорится о том, что мир един, он из единой материи. Потом из нее начинают возникать разные персонажи и вещи. По аналогии с этим, у наших актеров в «Мифах» нет закрепленной роли. Они представляют собой единый коллектив, из которого возникают герои, персонажи и возвращаются обратно в актерскую массу.
Спектакль очень пластический, здесь много движения, вещей, выраженных без текста. У нас прозвучит гекзаметр. Он прекрасен, но бывает тяжеловесен и сложен для восприятия из-за длинной строки, но мы хотим, чтобы и дети услышали его и поняли. Мы стараемся донести смысл.
Для этого спектакля я не пишу инсценировку, а вычеркиваю инсценировку. Что-то понятно без слов, что-то выражаем пластикой, а что-то должно обязательно прозвучать. Стараемся , чтобы звучало только необходимое.
О музыке
У нас прекрасный композитор Вячеслав Гайворонский. С ним уже многие знакомы по «Сказкам для тех, кто еще не вырос». Там он был смешным и непредсказуемым, здесь он более серьезный, но тоже непредсказуемый. Вячеслав набирает нам такую фактуру, где не только музыкальные темы, но и шумовые эффекты. Наряду с ним работает еще и саунд-дизайнер, который насыщает эту ткань звуками.
Наши «Мифы» — не историческая реконструкция греческой драмы в масках и на котурнах. Это тоже интересный ход, но не наш. Мы хотим рассказать о том, что мифы просматриваются и в современной жизни, поэтому нам очень нужна атмосферная музыка, современная.
Будет много звука!
Про видеопроекции
Видеопроекция — такая тонкая вещь, которую мы вплетем в ткань спектакля. Видео будут где-то дополнять, где-то создавать атмосферу, где-то объяснять, работая в тесной связке с актерами.
Цветовая гамма спектакля будет черно-бело-красной. Основных цветов — три, но тотальной монохромности не будет.
Об интерактиве перед спектаклем
Тема объемная, и полагаю, не все пришедшие на спектакль будут знать, например: греческие и римские боги это одни и те же «люди» с разными именами?
Поэтому в фойе хочется сделать погружение, своеобразный ликбез в игровой форме.
Здесь все желающие перед спектаклем смогут:
- расписать свою вазу и понять, что такое меандры;
- сопоставить имена греческих и римских богов;
- узнать о том, что названия очень многих созвездий пришли из мифологии. Например, почему Большая медведица с хвостом на небе, ведь у современных медведей маленький коротенький хвостик? Есть там и Кентавры, и Стрелец, а кто такая Дева, и как она туда попала?
Просветительская миссия – это тоже наша цель. То, что детям кажется скучным на уроке и в учебниках, посредством сцены, надеемся, оживет и станет увлекательным. Они не узнают всё, ведь мифов огромное количество (у Овидия их около 200, а мы берем 4-5), но если они заинтересовались, прочтут потом сами. Это же прекрасная система гиперссылок – Овидий – посмотрю кто это.