Размер шрифта:
Цвет сайта:
87 театральный сезон

Интервью с режиссёром

28.05.2025

В перерывах между репетициями нового спектакля, который скоро увидит свет на нашей сцене, нам удалось поговорить о процессе его создания с выдающимся режиссёром, чья работа уже давно стала символом современного искусства театра кукол – Русланом Равилевичем Кудашовым.

Сейчас Вы работаете над спектаклем «Кроткая» по мотивам рассказа Достоевского. Как вы считаете, какова основная мысль этого произведения?

Мысль простая, но в то же время глубокая. В рассказе главный герой произносит фразу: «Жизнь всех людей проклята», и, кажется, для автора это так, если нет любви. Эту идею Достоевский мастерски воплощает в истории отношений Кроткой и ростовщика. Эти отношения можно интерпретировать как универсальную трагедию: герои в рассказе даже не названы по именам, и это подчеркивает, что такая ситуация может произойти с кем угодно. Мы часто находимся в адском круге запутанности отношений. Этот круг и описал Достоевский. Не имея любви или хотя бы сострадания друг к другу, люди доводят себя до самоуничтожения или уничтожают других. Проклятие заключается в том, что, несмотря на все наши попытки создать различные формы сосуществования, идеологии и верования, без любви жизнь превращается в нечто бессмысленное. В финале рассказа звучит фраза: «Люди, любите друг друга». Если человек не способен на любовь, то его жизнь можно считать проклятой. В этом смысле фантастический рассказ «Кроткая» – история о надежде на сострадание в целом. Мы немного изменим финал спектакля, наверное, он будет чуть милосерднее, чем у Достоевского.

В репертуаре Красноярского театра кукол «Кроткая» завершает трилогию постановок по Достоевскому. Что, по вашему мнению, объединяет произведения «Великий инквизитор», «Сон смешного человека» и «Кроткая»?

Все произведения так или иначе связаны. В «Великом инквизиторе» поднимается вопрос о свободе выбора: если у человека нет выбора, то и жизнь его теряет смысл. Инквизитор символизирует режим управления, при котором отсутствуют равновесие, любовь и взаимопонимание. Достоевский акцентирует внимание на том, что принятие Христа не может происходить без свободного выбора человека, не может быть насильственным назиданием, хотя бы и во благо, как этого желает Инквизитор. Здесь проявление живой веры подменяется ритуалом подчинения. «Сон смешного человека» заканчивается запутанностью. Она здесь проявляется через отношения мужчины и женщины. После озарения герой произносит лозунги об истине. Но лозунги остаются всего лишь лозунгами, если нет сострадания, очень непростого движения друг к другу. И в последнем жесте рук, тянущихся друг к другу, дается надежда. В «Кроткой» мы сталкиваемся с доведением человека до уничтожения собственного существования в отсутствии любви.

«Сон смешного человека» – про ожившую надежду, невозможную без сострадания к конкретному человеку

Какими словами вы могли бы охарактеризовать главные идеи спектаклей трилогии?

«Великий инквизитор» – про живую веру, не существующую без свободного выбора, «Сон смешного человека» – про ожившую надежду, невозможную без сострадания к конкретному человеку, «Кроткая» – про любовь, не терпящую доминирования гордыни. Вера, надежда, любовь.

Почему люди стремятся читать Достоевского, смотреть фильмы и спектакли по мотивам его произведений?

Всё очень просто. Достоевский описывает вечные человеческие проблемы. Вопрос о прогрессе человечества остается спорным. В духовном и психологическом плане мы, начиная жизнь, проживаем её каждый раз заново. Несмотря на наличие информационного поля, каждому из нас необходимо проходить этот опыт самостоятельно. Никто за нас эту работу не сделает. Это в каком-то смысле путь человека.

Достоевский глубоко проработал важные вопросы, затрагивающие психологические и духовные аспекты нашей жизни. Однако его опыт не всегда осознается. Мы изучаем его в школе с большим или меньшим успехом, но не всегда извлекаем опыт. Мы можем наблюдать, как повторяются описанные писателем ситуации как на социальном, так и на индивидуальном уровнях. Мы оказываемся в круговороте, из которого трудно выбраться, и эта проблема остается вечной.

Достоевский дает ответы на серьезные вопросы: почему мы можем оправдать убийство? Почему нам не хватает милосердия друг к другу? Какие внутренние механизмы приводят к тому, что мы ослепляем себя идеями? Эти серьезные темы никогда не теряют актуальности, поэтому мы постоянно возвращаемся к Достоевскому.

Русской литературе был дан мощный подарок – золотой век литературы: Пушкин, Толстой, Достоевский, Лермонтов... Это было время, когда мы могли больше узнать о себе. Но сейчас кажется, что это время закончилось.

Почему мы вспоминаем Данте или читаем книгу Иова? Эти тексты из глубины древности говорят нам о нас самих. Они остаются актуальными и связывают нас не только с предками, но и со всем человечеством. Как бы сказал Платон, это помогает нам осознать, что мы все проходим один путь. Но, как всегда, слишком поздно начинаем задаваться вопросом о праве на насилие друг над другом.

Как с этим жить? Могут ли нас утешить идеологические построения, которые сегодня так распространены? Кажется, мы сбросили накопленный гуманистический опыт и оправдали вещи, которые не имеют оправдания.

В этом смысле литература и искусство могли бы помочь, но помощь оказывается недостаточной. Наше постоянное возвращение к подобной литературе дает хотя бы небольшую надежду на то, что мы не исчезнем.

В «Легенде о Великом инквизиторе» поднимается вопрос о свободе выбора
 

Зрители, которые смотрели спектакли Руслана Кудашова в нашем театре, говорят о том, что пережили нечто значительное: озарение, потрясение, эмоциональный шок. Чем в этот раз удивит Руслан Кудашов?

Само произведение «Кроткая» – потрясение. Когда читаешь его, испытываешь шок на протяжении всей истории. Достоевский сам назвал этот рассказ «фантастическим». Хотя что там фантастического? Но состояние человека, описанное в этом произведении, действительно поражает. Достоевский – великий психолог. Он знал, что для того, чтобы достучаться до людей, нужна шоковая терапия. Это необходимо, потому что наши сердца черствеют. В Евангелии есть термин «жестоковыйное сердце» – сердце, которое обросло слоями равнодушия и не чувствует. Чтобы это сердце вновь ожило, нужна шоковая ситуация, которая поможет сбросить этот черствый груз.

В «Кроткой» текст играет главенствующую роль. Возникновение этого текста на сцене должно производить значимую работу в восприятии зрителей. Произведение действительно грандиозное. По нему есть замечательные постановки, например, гениальная работа режиссера Льва Додина с Олегом Борисовым и Татьяной Шестаковой. Это потрясающий спектакль как в актёрской работе, так и в режиссуре. Я даже думал отказаться от «Кроткой» после просмотра постановки. Но у нас есть своё видение, связанное с кукольным планом. Я подхожу к этому произведению со страхом и трепетом.

Кадр с репетиции спектакля «Кроткая»
 

В афишах спектаклей трилогии задействованы фрагменты из картин художника Иеронима Босха. Почему?

Иероним Босх вытаскивает наружу искажения, которые происходят в душе человека. Его изображения пороков очень конкретные и пугающие, и в этом я вижу родство художника с Достоевским. Босх обращается к нашей внутренней темноте, показывая то пугающее и темное, над чем нам нужно работать. Он не скрывает, а вскрывает нашу природу, демонстрируя, какие мы ещё несовершенные.

 

 

Руслан Равилевич Кудашов – заслуженный артист России, лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая маска», главный режиссёр Большого театра кукол в Санкт-Петербурге, чьи постановки меняют представление о кукольном театре. В Красноярском театре кукол поставил пять спектаклей для взрослых: «Хармс», «Егоркина былина», «Затворник и Шестипалый», «Легенда о Великом инквизиторе», «Сон смешного человека». Спектакль «Кроткая» завершит трилогию постановок режиссёра по мотивам произведений Достоевского в нашем театре.