Размер шрифта:
Цвет сайта:
86 театральный сезон

Красноярский театр кукол показал премьеру спектакля «Сон смешного человека»

19.08.2024

Красноярский театр кукол первым в России показал премьеру спектакля «Сон смешного человека», поставленного режиссёром Русланом Кудашовым по мотивам «фантастического рассказа» Ф. М. Достоевского.

Это вторая часть своеобразной дилогии по произведениям великого русского писателя, показанной питерским мастером совместно с художником Мариной Завьяловой-Лавровой на красноярской сцене. Первая часть  «Легенда о Великом инквизиторе»  стала для нашего зрителя настоящим откровением.

«Сон смешного человека» вышел в 1877 году в апрельском выпуске журнала «Дневник писателя». Рассказ похож на средневековую исповедь одного уставшего от жизни нигилиста, которому снится счастливая безгрешная планета. Только фантастический сон помогает его душе «пробудиться»:

«Вдруг мелькнул передо мной мой револьвер, готовый, заряженный, — но я в один миг оттолкнул его от себя! О, теперь жизни и жизни!» — восклицает герой.

Одинокий молодой человек, окружение которого с малых лет считает его смешным чудаком, бродит по Санкт-Петербургу, размышляя о нелепости собственной жизни, и в какой-то момент решает застрелиться из-за поселившейся в нём идеи. Но совесть из-за сделанного им подлого дела не даёт покоя.

В раздумье, уже перед револьвером, герой засыпает. Во сне он видит мир, который внешне точь-в-точь похож на Землю, но в котором всё идеально: нет злости, зависти, ревности, воровства. Земля являлась идеалом во всём. Постепенно тот мир у него на глазах превращается в падший мир, как на Земле, и причиной этого падения оказывается сам герой рассказа. Просыпается он совсем другим человеком с осознанием того, что лучше в несовершенном мире сеять любовь и добро, чем наоборот.

Наверное, стоит прежде всего вернуться чуть-чуть назад, чтобы вспомнить прошлогодний спектакль Красноярского кукольного театра «Мцыри» по произведению М. Ю. Лермонтова в постановке режиссёра из Калининграда Наталии Степаненко, в котором, можно сказать, солировал актёр Иван Захаров, державший зрительный зал с помощью лермонтовского стиха и великолепной сценографии в течение почти часа.

Во «Сне смешного человека» Иван Захаров также на сцене один в заглавной роли, если не считать активно помогающую ему в «подтанцовке» Анастасию Иванову, то ассистирующую «Смешному человеку», то изображающую Девочку на открывшемся сердце героя, то — и это, пожалуй, самое главное — Богиню.

Наверное, для кого-то из наиболее «продвинутых» зрителей не станет загадкой, на кого похожа Богиня, кто-то будет теряться в поисках скрытых смыслов, а для кого-то настоящий подспорьем станет часть опубликованной программке аннотации:

«Согласно представлениям неоплатоников, непостигаемый Бог всё время воплощает себя в земной красоте, будь то красота телесная или духовная - одна без другой невозможна. Тем самым языческая богиня у неоплатоников становилась аллегорией гласа Божьего, несущего людям откровение прекрасного, через которое спасётся душа. Такой синтез христианства и язычества присутствует и в работе Боттичелли. Композиция "Рождение Венеры" удивительным образом заключает содержание античного мифа и средневековую сугубо христианскую схему "Крещения"».

Что ж, выдающийся театральный художник Руслан Кудашов, как и великий писатель Фёдор Достоевский, может позволить себе окунуться в религиозные глубины, а вот зрителю, тем более неподготовленному, в этом смысле придётся труднее, а значит, после спектакля непременно предстоит взяться за первоисточник. Собственно, для этого, для возбуждения пытливых умов и создавался этот талантливый спектакль.

Кстати, рассказ «Сон смешного человека» Ф. М. Достоевский написал в 1877 году, незадолго до начала работы над романом «Братья Карамазовы», за четыре года до своей смерти. Судя по времени написания и, главное, по поставленным в рассказе экзистенциальным «проклятым вопросам» и откровенно религиозным ответам на них, «Сон» является своеобразным духовным завещанием писателя наряду с его предсмертным величайшим романом.

Этот рассказ называют почти полной энциклопедией ведущих тем Достоевского, в которой приоткрывается вся его идейная вселенная. Исследователи творчества писателя называют это небольшое произведение «краткой полной историей человечества» и даже «Евангелием» в миниатюре.

Три ключевые темы рассказа заявлены в самом его названии — смех, сон и человек. Это те исходные точки, от которых отталкивается писатель, чтобы прийти к их экзистенциальным противоположностям. Смех — противоположность радости, сон — противоположность науке, человек — противоположность античеловеку.

«А всех большая тайна — в том, что душу человека на том свете ожидает», — писал Достоевский. Приоткрыть завесу над этой тайной он попытался во «Сне смешного человека», герой которого убедился в том, что «есть и за гробом жизнь!»:

«Да я видел рай. Ах, как там хорошо, как светло и радостно! И насельники его так прекрасны, так полны любви. Они встретили меня с необычайной лаской. Не могу я забыть того, что пережил там, — и с тех пор повернул к Богу».

- Почему, несмотря на развитый интеллект и «благие намерения», в человеке всё же сохраняется тяга к разрушению?  размышляет Руслан Кудашов. — Откуда эта неспособность принимать творение таким, какое оно есть, откуда эта жажда преобразовывать, улучшать изменять, извращать, наслаждаться страданием? Эти болезненные вопросы, которые задаёт Достоевский, не всегда находят ответ, но хотя бы озвучивание их даёт нам шанс разобраться с собой.

Тем более, что подобное пришлось нам, россиянам, пережить совсем недавно, в девяностые годы XX века, когда с каким-то мазохистским наслаждением рушились и уничтожались заводы, фабрики, памятники, да и сама память человеческая. Сегодня, похоже, предстоит всё это восстанавливать...

«Утратив всякую веру в бывшее счастье, — говорит герой Достоевского о жителях «параллельной» Земли, — назвав его сказкой, они до того захотели быть невинными и счастливыми вновь, опять, что пали перед желанием сердца своего, как дети, обоготворили это желание, настроили храмов и стали молиться своей же идее...»

А питерцы Руслан Кудашов и Марина Завьялова-Лаврова создали на маленькой красноярской сцене почти апокалиптическую сцену заката и рассвета нашей Земли, когда Смешной человек в начале погружается в сон, а сцена  во тьму, в которой звучит голос, произносящий строки Фёдора Достоевского.

Затем приходит свет, и зритель получает наслаждение, во-первых, от видений Райского сада, а во-вторых, от появления той самой Богини Боттичелли (великолепной ростовой марионетки, мастерски оживляемой актрисой Анастасией Ивановой), протягивающей герою райское Яблоко из Эдемского сада, уничтожающее всё-таки этот сладкий мир.

«Всё, что я видел и переживал, было так прекрасно, что не поддаётся описанию», — говорит герой. И сам возносится ввысь на кресте, однако ему данное испытание, как и всему человечеству, оказывается не под силу...

Отсюда  грехопадение в бездну, из которой выбраться не всякому под силу.

Сергей Павленко, «Красноярский рабочий»

Упомянутые спектакли

Упомянутые персоны