Размер шрифта:
Цвет сайта:
87 театральный сезон

Родственные души – Соловей-Разбойник да Илья Муромец

21.06.2023

Красноярский театр кукол показал очередную в уходящем сезоне премьеру -- спектакль "Илья. Сказание о богатыре", поставленный творческой группой из Санкт-Петербурга в составе режиссёра Ольги Петуховой, художника Наталии Бурнос и композитора Андрея Чуканова и примкнувших к ним художника по свету Марии Манашкиной из Тольятти и хореографа из Петрозаводска Александра Козина.

Театр активно, задолго готовится к грядущему осеннему юбилею, и под занавес нынешнего сезона зрителей ждёт большая премьера спектакля "Мцыри" по мотивам поэмы М. Ю. Лермонтова, а пока...

Сколько живём мы, всегда нас в разных вариациях сопровождают героические былины о русских богатырях, одним из которых был Илья Муромец. От самого рождения, когда читаем об Илье Муромце, Алёше Поповиче и Добрыне Никитиче в книжках, от дальнейшего обязательного прочтения в школе с последующим заучиванием наизусть навсегда врезавшегося в память и звучащего рефреном в спектакле отрывка из былины "Илья Муромец и Соловей-Разбойник": "Из того ли то из города из Мурома, Из того села да Карачарова Выезжал удаленький дородный добрый молодец. Он стоял заутреню во Муроме, А й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град", от грандиозного советского блокбастера Александра Птушко до последующих современных трактовок, родившихся в многочисленных мультфильмах и даже в картине "Последний богатырь", где Добрыня Никитич предстаёт в очень уж неприглядном, коварном виде.

Довольно любопытным выглядит в этом ряду фэнтезийный роман Ивана Кошкина "Илья Муромец", где народный герой предстаёт приближенным к реальной жизни. А ещё в разных городах России установлены памятники былинному богатырю. Согласно одной из версий, Илья Муромец жил в XII веке и скончался в Киево-Печерском лавре около 1188 года. По другой погиб в 1203 году. Мощи его покоятся в Ближних пещерах лавры. Ещё при жизни он был канонизирован, поэтому в спектакле прозвучит молитва святому Илии.

Постановщики красноярской премьеры пожелали, что называется, объять необъятное: и Илью Муромца богатырём представить, и нынешней детворе дать насмотреться на героя, связав его не то что с российским, но даже с американским кинематографом и проведя, по словам режиссёра, аналогию с героем Голливуда восьмидесятых годов XX века Рэмбо.

"Давным-давно в городе то во Муроме, -- читаем в театральной программке, -- родился мальчик по имени Илья. Много лет не выходил он за порог родного дома. Не знал Илья мира, не знал он и смысла своего жития. Лишь в 30 лет пришла ему нежданная помощь, и обрёл Илья силу богатырскую. Тут-то и покинул он отчий дом, да и направился на поиски судьбы своей. И стали происходить с ним чудеса неземные, сложившиеся в былины, которые слышал всяк от мала до велика. Спектакль-баллада о сыне крестьянском Илье, которому суждено было стать богатырём Ильёй Муромцем и совершить подвиги свои славные. А было ли это на самом деле иль нет -- никто точно уже не знает".

 Наш спектакль  это современный взгляд на былинный сюжет, знакомый всем ещё из школьной программы -- некая рефлексия на тему супергероев нашего времени,  говорит режиссёр Ольга Петухова.  Это своеобразный микс, соединяющий текст былины и рассуждение артистов о том, кто такой богатырь сегодня, в какой момент человек становится героем, который совершает подвиги. По структуре постановку можно назвать спектаклем-рондо  есть повторяющийся рефрен, приобретающий каждый раз всё новый и новый смысл в своём звучании.

Не случайно, конечно, исходя из слов Ольги Петуховой, в той же театральной программке значится забавное упоминание, что, мол, авторы текстов  русский народ, а также актёры, занятые в спектакле. Отсюда, если задуматься, фраза о "русском народе" не так наивна, ведь доктор филологических наук, историк, профессор Новгородского университета имени Ярослава Мудрого Сергей Азбелев насчитал более пяти десятков сюжетов героических былин, в 15-ти из которых Илья Муромец является главным героем. На закате СССР издательство "Советская Россия" успела шикарно издать десять из пятнадцати запланированных академических томов "Библиотеки русского фольклора", один из которых посвящён былинам.

Не могу сказать, что предназначенный для подрастающего поколения спектакль об Илье Муромце будет лёгок для восприятия, тем более, что анимационный сериал про богатырей, думается, по занимательности даст ему сто очков вперёд. Однако всё-таки надо отдать должное работе постановочной команды. Именно команды, поскольку их творчество тесно переплетено и процесс режиссёра Ольги Петуховой неотрывен от того, что сделал, скажем, композитор Алексей Чуканов, собравший электронная и рок-музыка в сочетании с русскими народными мотивами и сделавший звуковой ряд тесной частью действия, где текст былины читается артистами как речитатив с музыкальной подложкой. И особенно выделяется здесь Олег Корныльев, исполняющий роль Ильи Муромца  от мальчишки, лежащего на печи, до героя, совершающего свой первый богатырский подвиг.

Непременно стоит выделить актёрскую пластику, поставленную талантливым Александром Козиным. Собственно говоря, на музыке да на пластике и строится весь спектакль, потому как текст, произносимый исполнителями, большей частью не улавливается и проскакивает мимо сознания. Важна именно "картинка", ведь, к примеру, фэнтезийная "Одиссея" или героическая "Илиада" Гомера, в неадаптированном для детей виде вряд ли будут прочитаны.

 Своим спектаклем мы хотим показать, что русские былины ничем не хуже комиксов или аниме, которыми сейчас увлекается подрастающее поколение. Поскольку этот жанр также богат сюжетами, то может увлечь не только детей, но и взрослых,  говорит Ольга Петухова.

"Да й подъехал он ко славному ко городу к Чернигову. У того ли города Чернигова Нагнано-то силушки черным-черно, А й черным-черно, как черна ворона. Так пехотою никто тут не прохаживат, На добром коне никто тут не проезживат, Птица чёрный ворон не пролётыват, Серый зверь да не прорыскиват. А подъехал как ко силушке великоей, Он как стал-то эту силушку великую, Стал конём топтать да стал копьём колоть"  звучит со сцены, где художник Наталия Бурнос довольно скупо, но осмысленно выстраивает декорации.

Полутёмная сценическая площадка. Почти условные, небольшого размера куклы. И всюду верёвки, вероятно, демонстрирующие переплетение нитей жизни, из которых Илья Муромец должен выбрать одну. Свою. Соловей- Разбойник здесь не столько человек, сколько непонятного вида то ли зверь, то ли птица. Интересно, что ведь и главный злодей, если вчитаться в текст, сидит на дереве тридцать лет. Вот ведь родственные души получаются...

А уж когда Илья Муромец с идолищем поганым в мешке подъезжает к воротам Киева, то видит над забором огромную голову князя Владимира (озвучивает Михаил Галкин), который вовсе не похож на что-то положительное. Тут уж впору задуматься, да вспомнить, почему это великий князь соизволил потом посадить богатыря в темницу? Словом, не всё так просто в этом спектакле. Есть над чем поразмыслить...

 

Сергей ПАВЛЕНКО.

Фото Дмитрия ШАБАЛИНА.

Газета «Красноярский рабочий»

 

Упомянутые спектакли