Весь мир знает его как русского композитора, хотя, родившийся в небогатой дворянской семье, Рахманинов не принял революцию, и навсегда покинул родину в возрасте 44 лет.
И он действительно был и до конца жизни остался русским. После отъезда из России композитор почти десять лет не мог писать музыку и его концертные выступления стали источником существования для семьи Рахманиновых. «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя. У изгнанника, который лишился музыкальных корней, традиций и родной почвы, не остается желания творить», – писал он.
До конца жизни Рахманинов отдавал часть своих заработков на благотворительность, помогая соотечественникам. Он оплачивал учебу студентам-эмигрантам, покупал русскую живопись, обеспечивал заказы скульпторам и художникам, переводил деньги бедствующим музыкантам.
Во время Великой Отечественной войны Сергей Васильевич, решив, что судьба родины важнее идеологических разногласий, переводил весь сбор от каждого третьего концерта в фонд помощи Советскому Союзу. Свои пожертвования он сопровождал такими обращениями: «От одного из русских – посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу».
«Я русский композитор, – говорил о себе Рахманинов, – моя Родина определила мой темперамент и мировоззрение. Моя музыка – детище моего темперамента, поэтому она – русская».