24 июня на сцене Красноярского театра кукол состоится премьера спектакля «Мцыри». Мы побеседовали с режиссером-постановщиком спектакля Наталией Степаненко о том, какие ограничения ставит перед режиссером классический текст, в чем его актуальность и какие метафоры есть в спектакле.
Почему вы решили поставить спектакль по поэме «Мцыри»? Чем вас заинтересовала эта история?
Так случилось, что все люди в определенном возрасте, кто-то раньше, кто-то позже, испытывают примерно одно и то же. Мои сыновья сейчас подходят к тому возрасту, когда им придется взрослеть. И для меня поэма «Мцыри» – это такая метафора пробуждения души, которую автор очень круто сделал, придумал. У этой истории реальная основа. Лермонтов узнал, что был такой мальчик, которого спасли. И она его вдохновила на написание поэмы.
В чем актуальность этого текста?
Хочешь или не хочешь, но ты к своей природе придешь. В каких бы ты условиях не рос, каким бы образом ты не пытался себя приспособить к жизни другими вещами, всё равно в тебе прорастет то, что заложено. Если ты рожден львом, ты никогда не станешь кроликом или бабочкой. Природа возьмет свое. Нутро расцветет так, как ему нужно. Законы роста не зависят от наших человеческих попыток эту природу обуздать. Сколько я живу, я в этом убеждаюсь каждый раз. Сколько волка не корми, он будет смотреть в лес. Потому что естество превыше всего. Конечно, в период воспитания мы впитываем многие вещи. Но то, кем ты рожден, ты им и вырастешь. Всё равно пробьется сквозь асфальт росток. Потому что жизнелюбие сильнее любых придуманных рамок. И пробуждаться чем раньше, тем лучше. Лучше вырастать тогда, когда природой задумано. Квантовый скачок, когда мальчик становится юношей, а юноша становится молодым мужчиной, надо делать вовремя и максимально экологично.
Для вас, как для режиссера, классический текст имеет больше ограничений или нет?
Конечно, он же пропитан ожиданиями учителей литературы, детей, которые наизусть знают про поединок с барсом. Это общее место, исследованное вдоль и поперек. Но удивительно, я не знаю ни одного спектакля, кроме одного пластического, в театре кукол или в драме по «Мцыри». Все как-то обходят стороной этот материал. Может, потому что это не пьеса, а поэма.
О чем эта поэма для вас?
Это метафора пробуждения души. Когда главный герой сначала пробуждается как стихия. Потом он пробуждается как мужчина, когда встречает прекрасное женское создание. Потом он пробуждается как воин, когда ему приходится защищать себя, и чтобы выжить, вступить в поединок. Потом он пробуждается как дух, оказавшись снова лицом к лицу с той судьбой, которая ему уготована. Он покоряется ей, он принимает ее, он достигает того дна отчаяния, оттолкнувшись от которого он вырастает духовно до возможности принять волю Творца, свою судьбу, свою жизнь, себя в этом всем. И это для меня самый важный этап.
В поэме Мцыри, заблудившись, вновь выходит к монастырю. Это про неизбежность судьбы или про смирение, или про злой рок?
Ни в коем случае. Это путь. Не бывает в пути неправильных станций. И не бывает неверных маршрутов. Всё, что ты проходишь, выбирает твоя душа. Если в твоей истории тебе нужно вернуться к тому месту, откуда ты начал, значит, это нужно. И Мцыри это принимает, когда он лежит в конце как бы сдавшись. Сдаться – на это тоже нужна великая сила. Он же не неудачник, который не туда пошел, заблудился, поранился, не получилось. Нет, у него всё получилось. Он прожил за эти 3 дня целую жизнь. Он прожил несколько жизней по тому накалу эмоций и событий.
Но когда он оказался на дне реки уже воображаемой, состоялся диалог его души, как я вижу, с Богом или собственным высшим Я, со своей душой, которую он увидел в виде золотой рыбки. И поговорил он с ней о любви и о полном, тотальном принятии души своей, пути своего. Для меня эта высшая точка. Он себе наметил путь – я иду домой. Но оказавшись снова в монастыре, он принял свой путь гораздо в более объемном смысле. Он понял, что ни монастырь, ни война, которую он пережил в детстве, ни множество ночей в слезах, в тоске, не были случайными, это его путь, путь его души, путь пробуждения в нем духа великого, и воина, и мужчины. Для меня это хороший финал, прекрасный финал. Когда он пробудился на всех уровнях и стал уже независим от каких-то временных целей. Он стал духом гор, частью большого, прекрасного, сияющего мира. Я это вижу так. Это не про стремление к свободе, это про обретение силы и свободы, которые только внутри.
Какое значение у монаха в этой истории?
Монах трижды спас Мцыри: сначала ребёнком, когда он его выходил. Когда он его нашел и когда он его выслушал. Он был свидетелем того, как Мцыри сформулировал и отпустил все свои ожидания, все свои страсти неистовые он растворил во вновь обретенной мудрости и силе. Монах как камень, вечно живущий, всё понимающий, всё впитывающий, свидетель множества событий.
Они ни в коем случае не противоположны. Мы не знаем его молодости и почему он пришел в этот монастырь и прожил вот так свою жизнь. Но то, что он способен понять и принять Мцыри и все его движения души, означает, что в нем не меньше сокрыто. Они родные души. Мцыри с ним разговаривает как с отцом. Он так и чувствует, и заботу, и принятие, и понимание глубочайшее. Это такая сила его окружающая, поддерживающая и спасающая.
Один из ключевых моментов поэмы – схватка с барсом. Как вы его интерпретируете?
Для меня поединок с барсом – это поединок с самим собой. У Лермонтова барс – это внешняя угроза. Метафора внутренних демонов. Когда ты выбираешь свой путь – либо появляется страх и ты останавливаешься, либо выбираешь встретиться с ним лицом к лицу и его побеждаешь. Это демон страха в нашей интерпретации. Он решен средствами выразительности театра кукол, но это не кукла.
Этот эпизод напоминает обряд инициации, когда ты либо гибнешь, либо пробуждаешься как воин. Мцыри жил взаперти и ему никогда не приходилось себя защищать. А что нужно, чтобы в душе пробудился воин? Смертельная опасность. И он с ней сталкивается.
Какую роль в спектакле играет музыка? Артисты будут играть на музыкальных инструментах?
Мы используем музыкальные мотивы кавказских народов, но это будет авторская музыка. Артисты будут играть на барабанах. Барабаны – это ритм ускоряющегося сердцебиения, это гром, это звуки пробуждающейся стихии, это эмоции главного героя.
Кому вы бы посоветовали прийти на ваш спектакль?
Всем детям и взрослым, старше 12 лет. Тех, кто уже читал «Мцыри». Как мне кажется, мы изменим ваше представление о школьной программе. И я очень надеюсь, что мы сможем это представление расширить и углубить. Потому что мы проходим это очень маленькими и не способны многие вещи понять. Если у кого-то в процессе взрослой жизни возникает желание перечитать поэму, то это самый прекрасный повод вернуться к себе юному. И те впечатления, и эти впечатления, возможно, перемешавшись, ответят на какие-то вопросы. Может быть, помогут понять юные души, которые подрастают рядом.
И родителям, и детям очень рекомендую. Лермонтов – великий автор. И лишним никогда не будет услышать шедевральный текст. И я очень надеюсь, что мы сможем наполнить этот текст той жизнью, которую мы создаем.
Упомянутые спектакли