Размер шрифта:
Цвет сайта:
86 театральный сезон

К юбилею Красноярского театра кукол: призвание дарить радость

27.10.2023

Приятно и счастливо, когда те или иные театральные институции существуют десятилетиями, воспитывая многие поколения зрителей, прививая им хороший вкус, развивая их в духовном отношении. Безусловно, примером такого важного, ценного, значимого в культурном отношении существования является Красноярский театр кукол, отметивший 18 октября 2023 года свое 85-летие.

За свою долгую историю он прошел разные этапы развития: искал новые формы и выразительные средства, экспериментировал с репертуаром, привлекал в свои стены талантливых артистов и режиссеров.

В последнее десятилетие театр переживает настоящий расцвет творческих сил, укрепляет имеющийся актерский потенциал и неуклонно стремится к своему развитию.  Важную роль в этом процессе играют сложившиеся за многие годы прочные профессиональные связи с Петербургом. Такие режиссеры, как Руслан Кудашов, Анна Иванова-Брашинская, Екатерина Ложкина, Стефания Гараева-Жученко, Александр Хромов, Алена Волкова, Юлия Каландаришвили сотрудничали с Красноярским театром кукол в те или иные годы. Благодаря их спектаклям театр вышел на качественно новый уровень, приобщив и приучив зрителя к нетипичному сценическому выражению, актуальному современному художественному языку, подлинной свободе творческого высказывания.

К 85-летнему юбилею коллектив театра подготовил для благодарной публики настоящий праздничный подарок –  широкомасштабный марафон своих лучших спектаклей. Постановки для зрителей всех возрастов, работы в разных жанрах ждали гостей театра, ни разу не обманув их ожиданий, подарили всем настоящее эстетическое наслаждение. Абсолютно все спектакли рождали у собравшихся  совершенно неподдельные эмоции: живые, мощные, яркие – равнодушных и скучающих в зале не наблюдалось.

«Затворник и Шестипалый» с первых минут был легко и отчетливо узнаваем как по режиссуре Руслана  Кудашова, так и по сценографии Марины Завьяловой. В сценическом пространстве из множества пустых картонок для яиц складывается легко узнаваемое подобие типичных советских вставок из толстого ребристого стекла, сразу рождающее яркие ассоциации с разного рода малоприятными госучреждениями. Свисающие лампочки на переднем плане составляют пару мерцающим звёздам на плане заднем, и эта внутренняя рифма естественного и искусственного здесь ещё встретится не раз. Герои этого философского повествования, придуманного когда-то Виктором Пелевиным, ведут свои разговоры о самом главном среди дощатых грубых ящиков и изящных колонн. Вот вам еще одна рифма:  на этот раз – высокого и низкого, духовного и земного. Да и сами куклы, изображающие Затворника и Шестипалого, находятся в своего рода антитезе: Затворник  сильно напоминает курочку в знаменитой панировке из известной сети американского фастфуда, Шестипалый же здесь – вылитый типичный советский синеватый тощий бройлерный заморыш. Какого-то явного внутреннего противоборствующего конфликта между составными частями этих противопоставленных пар не ощущается, но в попытке привести их к равновесию и складывается цельная гармония повествования.

Но все это – внешнее. Куда важнее в данной истории оказывается внутреннее содержание. Смыслов же в «Затворнике и Шестипалом», как и очевидных намеков-метафор, гораздо больше. Руслану Кудашову в своем спектакле удалось приумножить ключевые идеи пелевинской повести, сделав свое режиссерское высказывание практически универсальным – каждый зритель волен увидеть в нем что-то свое. Цыплята (те самые Затворник и Шестипалый) пытаются избежать своей предсказуемой печальной участи, не желая пасть под производственным ножом, чтобы потом быть съеденными. Параллельно они рассуждают о жизни и смерти, духе коллективизма и любви. Высказывания их в чем-то упрощенно-наивны, а в чем-то поистине мудры. Люди для них – боги, недосягаемые создания высшего порядка, которым виднее, как жить и как быть. Тем не менее, эта парочка отщепенцев решает не дожидаться покорно своего куриного Годо, смиренно принимая свою предсказуемую судьбу. Они не хотят быть съеденными, они во что бы то ни стало стремятся к полету в небеса (читай – к свободе и счастью!). И у них получается. Потому что они не теряли надежды, верили в себя и свои силы, не побоялись бросить вызов формально предначертанной судьбе.

В «Затворнике и Шестипалом», кажется, сошлись все пункты для того, чтобы на выходе получилось нечто увлекательное и глубокое. Текст Виктора Пелевина, его режиссерская интерпретация Русланом Кудашовым, его визуальное воплощение Мариной Завьяловой и, конечно же, талантливая актерская игра, в которой особо стоит отметить сплоченный тандем Бориса Смелянеца (Затворник) и Ивана Захарова (Шестипалый).

Еще одна режиссерская работа Руслана Кудашова в Красноярском театре кукол – спектакль «Легенда о Великом Инквизиторе». Эта постановка одновременно сложная и страшная, страшная и сложная – непросто выбрать для нее какое-то иное слово. Важно заметить, что оба этих определения исключительно комплиментарны и не несут какой-либо негативной оценки. Кудашову здесь удаётся сделать из философской притчи Достоевского по-настоящему жуткую антиутопию и про максимально общее, вечное, и про весьма конкретное, современное. Кульминацию великого романа «Братья Карамазовы» он преподносит как мощное предупреждение обо всех грядущих страшных бедах двадцатого века, которое люди беспечно и наивно проигнорировали. Смыслов и глубоких идей здесь так много, они столь серьезны и сложны, что за 50 минут спектакля весьма тяжело уложить их в голове. Достоевский своим стилем и слогом буквально давит на публику, но и визуальная часть спектакля также не даёт расслабиться. Баланс формы и содержания здесь соблюден режиссером безукоризненно, гармоничное продуманное сочетание внутреннего и внешнего работает на зрителя абсолютно беспроигрышно.

Краеугольный камень постановки –  вопрос свободы и ее (вынужденной?) необходимости. Так ли уж она нам действительно нужна, так ли уж она вообще возможна? Боги мы сами по себе всемогущие или рабы жалкие? Есть ли у нас собственные суждения, мысли, представления,  ценности, готовы ли мы их при необходимости отстаивать, или же мы послушно на привязи ходим, подобно некоторым животным? Легко ли человеку расстаться со свободой, с радостью ли он променяет ее на конкретные материальные блага? Важный  пункт, касающийся религии, также остро затрагивается в спектакле. Как далеко ушли идеи христианства от своих первоначальных формулировок? Возможно ли судить Иисуса церковным судом, причем именно христианским, применимы ли к нему в качестве обвинительного заключения его же постулаты? Допустимо ли вообще даже вообразить суд над Сыном Божьим? Насколько легко и незаметно можно манипулировать теми или иными религиозными идеями в свою пользу, перевирая их суть и смысл? Все эти вопросы для Руслана Кудашова одинаково значимы и важны, поэтому он не упускает в своей работе ни малейшей детали, пытаясь если не дойти до истины, то хотя бы максимально приблизиться к ней.

По уже установившейся традиции, в тандеме с режиссером Кудашовым здесь работает художник Марина Завьялова. И их творческое мощное взаимопонимание в очередной раз рождает невероятную смысловую глубину в сценографии. Великий Инквизитор здесь представлен сразу в трёх кукольных ипостасях: католического священнослужителя высокого ранга, военного генерала а-ля Пиночет, карикатурного политического деятеля в духе кривляющегося Жириновского (или же этот псевдовластитель дум и душ – безвозвратно потерявший форму Элвис Пресли?!). И даже не скажешь, какое воплощение бессердечного судьи страшнее. А в кульминационный момент спектакля перед зрителями возникают артисты живого плана – ни дать ни взять воинственные члены штурмового отряда, готовые на все, ищущие слабых и несогласных. И от этого перехода становится по-настоящему жутко, ненависть и зло становятся просто физически осязаемыми. Но самое блестящее, пожалуй, что можно было здесь придумать – воплощение образа Христа в виде невесомой хрупкой рыбки в пузатом толстостенном аквариуме. Рыбка молчалива, но не покорна. Рыбка чиста, светла, мудра и выше каких бы то ни было там судов. Рыбке дано воспарить.

«Легенда о Великом Инквизиторе» – из того рода работ, в которых нет ничего лишнего: каждое движение, каждый жест, каждая мизансцена на своем месте. Четко продуманная, но при этом вовсе не жесткая режиссерская застройка спектакля позволяет ему с успехом существовать самостоятельно. И отдельно замечателен крепко сработанный актерский ансамбль: Дмитрий Акишин, Олег Корныльев, Иван Захаров, Алексей Беляев, Виктор Косых, Даниил Комаров. Все вместе они здесь – сердце спектаклевого механизма, незримая сила важного внутреннего движения, источник особой зримой энергии.

Но не только серьезным взрослым репертуаром может подлинно гордиться Красноярский театр кукол. Здесь приобщиться к искусству способны даже самые маленькие зрители. Так, бэби-спектакль «Круглый год», сочиненный несколько лет назад петербургским режиссером Александром Хромовым, способен моментально покорить и малышей, и родителей. Эта удивительная по продуманной гармоничной простоте работа с легкостью может растопить зрительское сердце, истинно по законам постановки сделав из льдинки лужицу. Интерес к спектаклю не ослабевает, и раз за разом он неизменно собирает тесный зрительский круг. Здесь буквально за полчаса малышам от года и старше расскажут о смене времён года, не произнеся при этом ни единого слова. В основу работы положены только разного происхождения шумы, самые простые и понятные жесты, немного народных напевов, мелодичные звуки гитары и флейты. Из материалов здесь используется лишь белая бумага. И завершают композицию две прекрасные артистки, чьими руками и творятся настоящие чудеса.

Белое бумажное безмолвие спектакля встречает публику довольно просторным, но не равнодушно-ледяным коконом. Родители маленьких зрителей наверняка знают слово «иглу» и вполне вероятно, что они в эти полчаса воображают себя гостями эскимосов. А тем временем на глазах их детей разворачивается истинное волшебство: хрусткий белый ком-сугроб из смятой бумаги вдруг распадается на части, превращаясь в весенние ручейки. В небольшом пространстве условного импровизированного шатра раз за разом возникают то цветы, то бабочки – разумеется, все из той же белой бумаги. По режиссерскому замыслу, здесь других цветов и оттенков вовсе не требуется, ведь детская фантазия сама способна раскрасить мир вокруг в самые яркие цвета. И малышам ничуть не скучно от заданной однотонности, да и не до скуки им тут вовсе. Вдруг словно бы из ниоткуда возникают физически осязаемые телом капли дождя (брызги из укромного места попадают на всех, и никуда от них не спрятаться!), а малыши в ответ просто пищат от неподдельного восторга. Вместе со взрослыми им предлагают укрыться коричневыми бумажными шляпками и стать грибами – и никто даже и не думает отказаться, вне всякой зависимости от возраста. Вдруг возникает раздражающий навязчивый тонкий писк, и вот уже зрительское внимание целиком и полностью поглощено поиском невидимого (и, разумеется, несуществующего) комара. Тем временем, в гостеприимном бумажном шалаше осень сменяется зимой, улетают прочь последние резные листья. Круг замыкается, и колесо времен года делает свой очередной поворот. В основе этого спектакля лежит абсолютно гениальная простота как в отношении формы, так и касательно содержания. Смятая бумага как основа для повествования. И все, больше ничего и не нужно, истинный необъятный космос готов. Фантазия режиссера работает максимально направленной на целевую аудиторию спектакля, и просто физически ощутимо, что он здесь смотрит на мир именно детскими глазами. Работа артистов здесь поистине ювелирная: им надо словно бы раствориться в пространстве, стать практически невидимыми, не перетягивать на себя внимание, но и не быть плоско-пустыми. Задача не из легких, но Галина Паршина и Ирина Нечитайло справляются с ней блестяще.

Особое место в репертуаре Красноярского театра кукол, вне всякого сомнения, занимают фольклорные мотивы. Обращаются к важному пласту народного искусства многие режиссеры, и каждый видит и находит в нем что-то свое. Например, «Илья. Сказание о богатыре» (режиссер Ольга Петухова) представляет собой самобытный красочный спектакль, в котором былинные мотивы удивительно органично срастаются с элементами яркого шоу. Пожалуй, в наши дни действительно так и стоит поступать, а юным зрителям биографию Ильи Муромца на самом деле стоит доносить через рэп-читку. Оригинальный подход помогает режиссеру протянуть незримый мост между эпохами, поставить актуальные вопросы современному зрителю. При этом подобное тонкое вкрапление осовременивания не превращается в пародийное заигрывание, и глубокого в этом спектакле здесь все-таки больше, чем развлекательного. Куклы и живой план существуют здесь практически равноправно, задавая тем самым новую порцию смыслов. Что нужно для того, чтобы считаться настоящим человеком, подлинным героем? Какой поступок расценивается как подвиг, а какой нет? Правда ли, что главное – преодолеть самого себя?

Сценография спектакля лишена каких-либо вычурностей, все элементы декораций здесь продуманно и функционально связаны между собой. Легко и изящно задний фон становится горной цепью, широкий отрез зеленой ткани – просторным полем, а длинная веревка – бурной рекой (или долгой дорогой!). Не обходится постановка также без шумов, дымов, красочной игры света и теней. Все это оказывается достойным оформлением богатырских подвигов, за которыми так увлекательно наблюдают юные зрители.

Еще одно обращение к подлинно народному искусству – спектакль «Скоморошья потеха». Режиссер Наталия Степаненко придумала для детей отличный способ понять, что из себя представляет театр кукол – рассказать им в формате балаганчика несколько веселых историй. По большому счету, спектакль выполняет здесь не только развлекательную, но и просветительскую функции – благодаря ему можно узнать и про скоморохов, и про ключевого персонажа русской народной кукольной комедии Петрушку. Но все-таки эта постановка была создана в первую очередь для того, чтобы веселиться, смеяться, хлопать в ладоши, наблюдать перепалку непоседливого Петрушки с седым дедом-скоморохом. Поэтому шуток (иногда вовсе даже и не таких уж детских!), песен, игр, плясок здесь более чем достаточно. Красочные яркие номера не дают публике заскучать, и для первой пробной встречи с миром театра кукол это, пожалуй, не самый плохой вариант.

Что ж, 85 лет – достойный срок, но для театра все еще только начинается. Кукольный мир огромен и обширен, в нем множество талантливых людей. И хочется верить, что гостеприимные уютные стены Красноярского театра кукол еще не раз примут новых режиссеров для современных оригинальных постановок, чтобы порадовать зрителей от мала до велика. А коллектив  тем временем продолжит служить своему почетному важному делу – дарить радость всем без исключения. Ведь именно в этом и состоит высокая подлинная миссия театра.

 

Автор: Марина Константинова

 

Источник: Musecube, https://musecube.org/otchet/otchet-theatre/k-jubileju-krasnojarskogo-teatra-kukol-prizvanie-darit-radost/