Размер шрифта:
Цвет сайта:
86 театральный сезон

Сон смешного человека / 16+

Ближайшие даты:
  • 30.10 19:00 Купить билет
  • 27.11 17:00 Купить билет
  • 27.11 19:00 Купить билет

Продолжительность: 35 минут

Согласно представлениям неоплатоников, 

непостигаемый Бог все время воплощает себя в земной красоте, 

будь то красота телесная или духовная — одна без другой невозможна.

Тем самым языческая богиня у неоплатоников становилась

аллегорией гласа Божьего, несущего людям откровение прекрасного, 

через которое спасается душа. Такой синтез христианства и язычества

присутствует и в работе Боттичелли. Композиция «Рождение Венеры» удивительным образом заключает

содержание античного мифа в средневековую сугубо христианскую схему «Крещения». 

Спектакль «Сон смешного человека» поставлен по одноименному рассказу Федора Достоевского, который был написан незадолго до начала работы над его последним романом «Братья Карамазовы». Оба эти произведения — последний рассказ и последний роман великого писателя — являются его своеобразным духовным завещанием, итогом размышлений о вечных философских вопросах.

«Почему, несмотря на развитый интеллект и "благие намерения", в человеке все же сохраняется тяга к разрушению? Откуда эта неспособность принимать творение таким, какое оно есть, откуда эта жажда преобразовывать, улучшать, изменять, извращать, наслаждаться страданием? Эти болезненные вопросы, которые задает Достоевский, не всегда находят ответ, но хотя бы озвучивание их дает нам шанс разобраться с собой», — рассуждает режиссер спектакля Руслан Кудашов.

Спектакль «Сон смешного человека» является частью дилогии, созданной постановочной группой из Санкт-Петербурга — режиссером Русланом Кудашовым и художником Мариной Завьяловой. Первая ее часть — «Легенда о Великом инквизиторе» — уже давно завоевала любовь красноярских зрителей.

Режиссёр: Руслан Кудашов (Санкт-Петербург)

Художник: Марина Завьялова (Санкт-Петербург)

Художник по свету: Дмитрий Шепырев

Премьера спектакля состоялась 16 июня 2024 года.

Фото: Андрей Болотов/Культура24

 

ОТЗЫВЫ ЗРИТЕЛЕЙ

«Вторая часть дилогии по Достоевскому. Шикарность. По оформлению прослеживается чёткая линия — цвета света и декораций, подача "под стендап" или что-то околопохожее. Смотрится на одном дыхании. Особенно поражает ростовая кукла-марионетка и костюм в гробу с "открытым сердцем". Смотреть обязательно!» (Елена Лейман)

«Какой глубокий и красивый спектакль сегодня вышел на сцену Красноярского театра кукол! Не удивлюсь, если "Сон смешного человека" станет номинантом "Золотой маски", как и "Легенда о Великом инквизиторе". Оба спектакля поставлены по произвдениям Достоевского. Оба можно считать духовным завещанием мастера. "Сон смешного человека" — своего рода история духовных исканий человечества. Многие знания — многие печали. Режиссёр спектакля Руслан Кудашов ничего не упрощает. Вечные вопросы о добре и зле, о вере, мудрости, скорби, о природе счастья не бывают простыми. Но, задумавшись, мы можем хоть чуть-чуть сдержать сумасшедший бег времени. Каждая попытка дорогого стоит. Некоторые сцены — словно сюжеты живописных полотен. Браво художнику — Марине Завьяловой! Актёрская игра — на острие нерва. Новый спектакль ещё раз доказал — в Красноярском театре кукол очень сильные драматические артисты. Философский "Сон смешного человека" мы увидели таким, каким его задумал режиссер, благодаря Ивану Захарову, Анастасии Ивановой и всей постановочной группе. Нескучное у нас театральное лето. С премьерой!» (Ольга Филюрина)

«В Красноярском театре кукол премьера — «Сон смешного человека, постановка Руслана Кудашова по рассказу Достоевского. На сцене появятся гроб, девочка на шаре и с солнцем-шаром, райские кущи, где дева счастлива в идеальном мире, и ей одинаково лепо, что от рождения детей, что от смерти стариков, пистолетный выстрел, пустота и пустой смех. Хочется отметить работу Анастасии Ивановой и Ивана Захарова, нерв истории они выдерживают без сбоев. Но в первые минуты думаешь  ну как-то не по-кудашовски поверхностно, после его-то "Егорки" и "Великого инквизитора". А потом по дороге домой перечитываешь рассказ Федора Михайловича: «"Сознание жизни выше жизни, знание законов счастья — выше счастья" — вот с чем бороться надо! И буду. Если только все захотят, то сейчас всё устроится». И понимаешь, что иначе не покажешь надежду, что растаяла в последние годы, мол, Бог не выдаст, свинья — не съест. И самые глубокие культурные искания, гуманизм и великие книги не спасли многих от расчеловечивания. И любой идеальный мир рушится за три секунды. А всё, что остаётся — безумный смех» (Нина Фатеева)

«Театр кукол — театр для взрослых? Когда я рассказываю о сложных постановках 16+, которые идут в Красноярском театре кукол, многие удивляются. А ведь изначально кукольные театры предназначались именно для взрослой аудитории. И вот на маленькой сцене Красноярского театра кукол — новая важная взрослая премьера. На крошечный, но сложный рассказ Достоевского "Сон смешного человека" поначалу критики не обратили особого внимания. Практически сразу после него появились «Братья Карамазовы», которые подводили черту под философским наследием писателя. Где уж тут до рассказа в несколько страниц. Но позже мыслители не раз обращались именно к "Сну": в этой малой форме сконцентрировались практически все основные постулаты творчества Достоевского. Поэтому нужна большая смелость, чтобы воплотить рассказ визуально. Петербуржец Руслан Кудашов взялся за непростое дело: спектакль длительностью 35-40 минут, в котором нужно о стольком сказать… Я с большим нетерпением шла на предпремьерный показ оценить, как справилась театральная команда с такой сложной задачей. Спойлер: отлично справилась. Больше всего я была утешена отсылкой к религиозному аспекту рассказа. В самом тексте есть образ, который в постановке Кудашова приобрел особое значение: образ звезды. Этот пронзительный евангельский символ, отсылка к путеводной Вифлеемской звезде, которую каждый человек может увидеть в самые горькие минуты отчаяния. Вот за это режиссеру отдельная моя благодарность, ведь успеть отразить глубинные смыслы, не растягивая драму на четыре часа, — безусловный талант. И, конечно, спасибо Ивану Захарову и Анастасии Ивановой за искреннее отношение к зрителю и спектаклю» (Ольга Ермакович)

«Театр имеет право не угадывать, чего хочет зритель, а создавать что-то свое, что заставит спорить и мыслить. Год назад режиссер из Петербурга Руслан Кудашов поставил "Легенду о Великом инквизиторе" в Красноярском театре кукол. И вот премьера следующей части — спектакль "Сон смешного человека" по одноименному рассказу Ф.М. Достоевского. По словам философа и литературоведа М. М. Бахтина, последний рассказ писателя — "почти полная энциклопедия ведущих тем Достоевского". На мой взгляд, постановка — это эксперимент режиссера (очередная попытка) "вывести на сцену" идею, мысль, философское суждение. Заявка на интеллектуальный театр, театр, в котором ставятся "каверзные" вопросы. Спектакль был бы морализаторским: так живи, а вот это неправильно, тут ты оплошал — как появлялось нечто, что не дает зрителю заскучать: например, бабочка или девочка, пистолет (ах!)… А потом целый мир, другой, где любовь — константа… Так все прекрасно, что скулы начинает сводить. Так идеален тот мир, что хочется сломать… Контраст цветов черного и красного «будоражит» глаз. И все действие воспринимаешь через цвет. Здесь все дихотомично: Смех и Грусть, Жизнь и Смерть, Любовь и Страдание, Знание и Вера. Не могу не отметить работу художника Марины Завьяловой. Чувствуется долгое сотрудничество режиссера и художника. Иван Захаров и Анастасия Иванова замечательно воплощали идеи режиссера. Бурные аплодисменты зрителей заслужены всей постановочной группой» (Алёна Кэррол) 

В спектакле заняты

Смешной человек Иван Захаров
Ассистентка, Девочка, Богиня Анастасия Иванова
Помощи Олег Леоненко
Горецкий Антон

Материалы о спектакле