Размер шрифта:
Цвет сайта:
86 театральный сезон

Большие гастроли Красноярского театра кукол открыты! (дневник гастролей)

29.04.2021
Напоминаем, что гастроли организованы Федеральной дирекцией музыкальных и фестивальных программ «РОСКОНЦЕРТ» согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Минкультуры России. Сегодня, 29 апреля, завершаются гастроли БТК в Красноярске. Гастроли Красноярского театра кукол продолжатся в Санкт-Петербурге до 3 мая.

 

День 1. Открытие гастролей.

Большие обменные гастроли Красноярского театра кукол торжественно и с большим успехом открылись 28 апреля спектаклем «Хармс» (режиссёр - Руслан Кудашов) на сцене петербургского Большого театра кукол. А днем на камерной сцене малыши увидели постановку «Мой волшебный носок» (автор и режиссер-постановщик - Анна Иванова-Брашинская). Как отметили в БТК, это стало большой радостью - театр часто спрашивают о наличии в репертуаре спектаклей для самых маленьких.

На прошедшей до начала спектаклей пресс-конференции по случаю открытия Больших гастролей руководители и режиссеры обоих театров рассказали про опыт сотрудничества в больших федеральных проектах.  Директор Красноярского театра кукол Татьяна Попова, исполняющий обязанности главного режиссера КТК Борис Смелянец, руководитель БТК Анжела Купец и главный режиссер БТК Руслан Кудашов также обсудили важность подобных гастролей для всех российских театров.

 - Обменные гастроли – это большая радость и счастье. Я очень люблю свой город. Петербург – прекрасный, любимый, немного простодушный, серый, депрессивный город, но все-таки обессиленный, как и любой столичный город. Поэтому когда ты встречаешься с Красноярском и особыми, другими людьми, артистами, зрителями – это что-то невероятное. Ведь у них больше силы, мощи – там ветер, дует и сдувает, там Енисей течет, там сопки, и артисты и танцоры обладают такой несгибаемой мощью, силой,  природой, не такой отрефлексированный, как у нас. Вот это простое человеческое  общение – то, за что стоит сражаться. Благодаря программе Министерства культуры России мы и сражаемся, и эта радость обмена становится возможна. Я очень рад, что здесь ставятся спектакли моих учеников – Алены Волковой (лонг-лист Золотой Маски этого года), Екатерины Ложкиной, Михаила Кулишкина и Максима Морозова. Рад своим очень изменившимся спектаклям. Сегодня «Хармс»  меня удивил – он стал сильнее, насыщеннее, актуальнее, чем 5 лет назад, - отметил  главный режиссер БТК Руслан Кудашов.

- Все спектакли, которые ставят у нас приглашенные режиссеры, затем, сохраняя связь с «родителями» - авторами, начинают жить своей жизнью. Зритель у нас другой. Поэтому мы привезли вам такой сибирский Питер. Мы очень рады, что эти гастроли оказались с небольшим сдвигом, так, что труппа нашего театра успела отсмотреть все привезенные к нам спектакли БТК, а теперь коллектив БТК с интересом хочет посмотреть наши. Это дисциплинирует и артистов, выходящих на сцену, - рассказал временно исполняющий обязанности главного режиссера Красноярского театра кукол Борис Смелянец.

 - Последние годы, благодаря, в том числе, и программе «Большие гастроли» серьезно активизировалась гастрольная деятельность в стране. Наше сотрудничество с Русланом Кудашовым началось пять лет назад, тогда в нашем театре не было репертуара для взрослого зрителя, и мы пригласили его. Я очень рада, что это сотрудничество сегодня продолжается и уже не только с ним, но и с молодыми режиссерами, его учениками и другими интересными режиссерами, которые  дополняют наш взрослый репертуар и ставят актуальные спектакли для детей и всей семьи. Мы собрали гастрольный репертуар так, чтобы показать разные поколения петербургских режиссеров театра кукол у вас,  -  пояснила директор Красноярского театра кукол Татьяна Попова. 

А директор БТК Анжела Купец добавила, что «гастроли это всегда особая атмосфера и особый проект в два этапа: до – когда идет большая напряженная работа по согласованию режима работы вместе, чтобы всем было комфортно и эффективно, а затем уже сами гастроли, с напряженной работой всех цехов и удивительным единением команды в одно целое. И конечно, тогда происходит встреча со зрителем, и так как встретили БТК в Красноярске, показало, что это всё мощно и нужно, и питерский зритель оценит Красноярский театр кукол не хуже». 



 

День 2. 

С утра 29 апреля вовсю шла репетиция спектакля «Ужасно скрипучая дверь». Артистам красноярского театра повезло: с ними на репетиции была Алёна Волкова, режиссер и актриса БТК. Постановка появилась в результате лаборатории КОТ (Кукла.Образ.Театр), которую Руслан Кудашов проводил для студентов своей мастерской и красноярских артистов год назад. «Ужасно скрипучая дверь», ставшая первой режиссерской работой Алёны Волковой вошла в Лонг-лист Премии «Золотая Маска» как один из наиболее заметных спектаклей сезона 2019–2020.

 - Я получаю удовольствие от игры в этом спектакле. Оживление предметов - это то, что мне нравится со студенческой скамьи. Спектакль камерный, позволяющий напрямую общаться со зрителем. Артисту нельзя ошибиться, микродвижения очень читаемы, и тебя сразу оценивают в полной мере. Этот простой и невероятно сложный спектакль о времени, - рассказал красноярский артист Алексей Беляев  во время репетиции. 

А артистка Екатерина Кимяева отметила, что «спектакль ценен и интересен тем, что от начала и до конца построен на звуках. В нем нет текста. Повсюду звуки предметов. Этот спектакль о перерождении». 

После показов Алена Волкова поделилась своими впечатлениями:

 - Очень было приятно видеть этот спектакль на сцене БТК, для меня это большая радость и честь. Мне показалось, что для красноярских артистов это важная работа, и они её держат на достойном уровне, находят какие-то нюансы, которые могут дополнить историю. Это значит, спектакль сам по себе уже живет, трансформируется и развивается, несмотря на то, что он достаточно жесткий по схеме. Я ребятам говорила, чтобы сыграть в этой постановке хорошо, нужно быть таким мастером, который может импровизировать в рамках заданного произведения. Нужна определенная степень свободы, и это у ребят впереди. Тем не менее, хотя я знаю спектакль наизусть, они меня сегодня удивили.  

После спектакля питерские зрители рассказали, что спектакль их поразил своей стройностью и чёткостью. Разделенное пространство очень точно дает понять мир каждого персонажа. По словам зрительницы Софии, весь спектакль зиждется на джазовом договоре между зрителем и происходящим на сцене, что погружает зрителя в мир эфемерной истории, где слова не нужны  для понимания. 

 

День 3. 

 

В этот день малыши с удовольствием снова смогли увидеть бэби-спектакль «Мой волшебный носок» на камерной сцене Большого театра кукол. Как поделились зрители, история о приключениях носка стала настоящим счастьем для детей и крохи не могли оторвать взгляд от происходящего на сцене.

 - Каждый «Носок» совершенно разный и целиком зависит от реакции детей. В одном случае ты спрашиваешь о цвете носков, в другом уточняешь, что это за персонаж, а в третьем - просто улыбаешься. Потому что возраст зрителей от 7 месяцев до 3-х лет. И кто-то из них пока не умеет говорить, — рассказала актриса Красноярского театра кукол Алёна Попова.

А вечером на большой сцене БТК состоялся особенный показ спектакля «Я — кулак. Я—А-Н-Н-А». Почему особенный? Потому что впервые постановку показали в Санкт-Петербурге, городе, где живёт  режиссер «Ани» Юлия Каландаришвили и художник Евгения Платонова. Потому что на спектакль впервые попала мама Юлии Каландаришвили. Красноярские зрители, которые участвовали в обсуждениях спектакля много раз слышали рассказы о том, как артисты много раз созванивались с мамой Юлии и консультировались с ней во время репетиций про жестовой язык и про то, как быть более достоверными во время актёрской игры. И вот наконец она сама смогла прийти и увидеть «Анну» своими глазами вместе с дочерью. Об этом трогательно рассказала Юлия Каландаришвили. 

После спектакля мы получили мнение о показе для питерских зрителей от его создателей: 

«Сегодня был такой зритель, который почувствовал и оценил весь юмор, который мы вкладывали в спектакль про Аню. На самом деле, это происходит очень редко, так как в обществе принято относиться серьезно к проблемам людей с ограниченными возможностями. А я как раз за то, чтобы искать юмор во всем. На мой взгляд это и есть толерантное отношение. И я очень благодарна зрителю, потому что сегодня он открыл для нас дополнительный смысл ..», - режиссер Юлия Каландаришвили.

«Вижу, как Анна постоянно растёт. После выпуска спектакль начинает дышать и жить своей жизнью в хорошем смысле этого слова. Его внутренняя энергия и структура становятся всё больше. И на каждой площадке это совершенно разный спектакль, который вызывает иные образы и эмоции», художник Евгения Платонова.


 

День 4. 

В первый майский день  питерские зрители увидели два спектакля - «Папины истории» (по произведениям Дэвида Алмонда и Бернара Фрио) и «Егоркину былину» по произведению Александра Башлачёва. Спектакли совершенно разные: для детей и взрослых, но в этот день их объединило одно - репетиции впервые за долгое время проходили под руководством режиссёров - Руслана Кудашова, Максима Морозова и Михаила Кулишкина. 

Про встречу с «Папиными историями» нам рассказал Максим Морозов, режиссёр первой части «Папиных историй» - «Мой папа-птиц»: 

- Я не видел этот спектакль с момента премьеры - больше года.Очень волновался, в каком виде я увижу его вновь. Я рад, что перед началом спектакля ребята услышали мои  слова, попробовали это сделать, и реакция зрителей была очень хорошая. Ребята за этот год начали чувствовать больше уверенности в куклах, вносить в спектакль свои интересные моменты. Я рад, что наконец-то питерский зритель увидел эту постановку. В финале постановки пришлось импровизировать - отвалились герои, и реакция ребят была просто божественная.

О второй части «Папиных историй» - «Нетерпеливых историях» рассказал режиссер Михаил Кулишкин: 

- Приятно встретить спектакль через год, вновь поговорить на тему взаимоотношений в семье, понять о чём думал раньше и как сейчас отношусь к этой проблеме. На репетиции мы внесли небольшие новшества. Не могу без этого, ведь хочется, чтобы спектакль был живым. А для этого необходимо что-то менять, давать новую пищу для размышления актёрам. Да и работа артистов очень радует. Они включены, позитивны и энергичны. Работаем на подъеме и заряжаемся радостью друг от друга. Конечно, очень тревожно и волнительно, как воспримет зритель нашу работу, но... видимо сейчас вообще такой стиль жизни и репетиций — постоянно находиться в тонусе...

В этот же день было приятно получить весточку о том, как проходят «Большие гастроли» Красноярского театра кукол от питерских журналистов. Подробности в сюжете Виктории Зуевой (Телеканал Петербурга «Время суток»).